Контакты
+7 495 105-99-55 Для жителей Москвы и Московской области
Адрес главного офиса
121096, Москва, ул. Василисы Кожиной, д.1
Ежеденевно, 08:00 – 21:00
vsnr@vsnr.ru Офисы продаж

Размеры квартир в России уменьшаются: и в коммуналках рожали

Вернуться к событиям жизни компании
Размеры квартир в России уменьшаются: и в коммуналках рожали

За последние пятнадцать лет, согласно официальным данным, средний размер строящихся квартир в России сократился на 40%.

За последние пятнадцать лет, согласно официальным данным, средний размер строящихся квартир в России сократился на 40%. Чиновники, ответственные за нацпроекты, упрекают девелоперов в демографическом спаде - дескать, в маленьком жилье супруги не хотят заводить детей, ведь им (не чиновникам, а супругам) и самим тесно. В самом деле: если в 2005 году средняя площадь новой квартиры составляла 84,5 кв. м, то теперь - лишь 51,6 кв. м. Мы решили найти объяснение этому феномену.

«В Советском Союзе и в коммуналках рожали»

В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства России до 2035 года одной из основных проблем названо «значительное преобладание доли малых квартир в многоэтажных домах, препятствующих обеспечению роста рождаемости и численности населения».

Этот тезис в том или ином виде не раз повторяется в тексте документа. Например: «Противодействовать задаче повышения рождаемости и роста численности населения страны стали такие проблемы, как: отвлечение средств населения на строительство домов с апартаментами без обеспечения жилищных прав граждан, их безопасности и комфорта проживания; уменьшение средних размеров строящихся квартир (до 51,6 кв. м в 2019 году) и количества комнат (до 1-2). При средней обеспеченности жильем 26,3 кв. м на человека для семей из 3-3,5 человек необходимо строить квартиры размером не менее 79-93 кв. м».

Пассаж про удивительное количество членов семьи - «3,5», равно как и причитающиеся этой «половинке» 14 квадратных метров, комментировать не станем. Есть вопрос поважнее. Авторы стратегии действительно считают, что девелоперы строят много квартир небольшой площади из вредности, а россияне предпочитают покупать именно их исключительно назло себе?
- Я помню, как в 2008 год москвичи входили со средней площадью квартиры около 80 кв. м, - рассказывает председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. - Мировой финансовый кризис - это была первая мощная волна отказа от излишеств, когда комфорт-класс начал активно теснить дорогое жилье и в спросе, и в предложении.

Вторая мощная волна случилась в 2013-м. В итоге за последние 8 лет, по данным «Метриум», метраж экономжилья снизился на 21%; квартиры бизнес-класса потеряли 39% площади; «премиум» лишился 21% квадратуры. Исключение из правила - элитные квартиры, которые стали больше на 75%.

- Разумеется, у застройщиков нет никакого тайного умысла переселить россиян в маленькое жилье. Есть объективная рыночная ситуация - спрос на новостройки велик, но финансовое благосостояние населения низкое. Чтобы продавать на таком рынке, необходимо адаптироваться под возможности клиента, - говорит совладелец Группы Родина Владимир Щекин.

Генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции» Алексей Перлин солидарен с коллегой: доходы населения не растут, поэтому и востребовано небольшое жилье. Девелоперы просто обеспечивают соответствующее предложение. Вот и получается, что доля однокомнатных квартир и студий (с площадями куда меньше средней) достигла на рынке 53%.

Заместитель генерального директора компании MR Group Ирина Дзюба вспоминает, что пик популярности квартир-студий пришелся на 2015-2016 годы, когда кризис резко ослабил покупательские возможности населения. Затем доля студий постепенно снижалась, но в 2020-м опять выросла. Сейчас она составляет 12-15% первичного предложения в новостройках массового спроса.

- Но, как бы ни было, метраж жилья точно не влияет на рождаемость, - не соглашается с авторами Стратегии развития строительной отрасли Алексей Перлин. - У нас подавляющее большинство россиян все еще живут в домах старой постройки с неудачными планировками. В Советском Союзе коммуналки вообще были нормой. Одну комнату зачастую делили представители нескольких поколений, что, впрочем, не мешало им рожать и воспитывать детей.

Квартиры больше 100 «квадратов» покупателям не нужны

Есть и другие причины уменьшения площади жилья, не столь очевидные. Управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка делает упор на качественном скачке общественных пространств: «Современные жилые дома отличаются от застройки прошлых лет среди прочего наличием кладовых помещений, коворкингов, lounge-зон. Эти новшества освободили квартиры от выполнения части функций, что позволило безболезненно урезать метраж».

Генеральный директор риэлторской компании WE KNOW Александр Галицын рассказывает, что только за последние три года средняя площадь проданной квартиры в бизнес-классе снизилась на 15%, до 62 кв. м; в сегменте комфорт - на 10%, до 52 кв. м. Но не стоит абсолютизировать площадь как качественную характеристику жилья. В годы типового строительства это было справедливо, а сейчас каждая планировка тщательно прорабатывается. Современная квартира площадью 35 кв. м в монолитной новостройке может быть более функциональной, чем 40-45-метровая «однушка» в панельном доме брежневского периода,

- Более мелкая «нарезка» позволяет покупателю приобрести квартиру в тех комплексах, которые раньше он не рассматривал из-за недостаточного бюджета. С другой стороны, появление и распространение европланировок помогает идти в ногу с общемировыми тенденциями. Современные покупатели все больше проникаются идеей нового формата, понимая, что пространство в квартирах организовано более эффективно - как минимум не приходится переплачивать за коридоры, холлы. Многим удобна большая общая комната, совмещающая функции гостиной, столовой, кухни, - поясняет Александр Галицын.

Источник

28.02.2021

СМИ о нас

Контакты отдела продаж

+7 495 105-99-55

Контакты для СМИ

+7 495 105-99-55

Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время для подробной консультации
Елизавета
Менеджер отдела продаж
Согласен на обработку персональных данных и рекламно-информационные рассылки