• Кристина Осадчая
    Руководитель пресс-центра
    +7 495 105-99-55 Доб: 131
    k.osadchaya@vsnr.ru

  • Кристина Осадчая
    Руководитель пресс-центра
    +7 495 105-99-55 Доб: 131
    k.osadchaya@vsnr.ru

Я все вижу: как владельцу квартиры защититься от плохого арендатора

  • 28.05.2018

Истории о том, что арендаторы громят квартиры, оставляют за собой огромные долги по коммуналке, подселяют в квартиру гастарбайтеров, не платят вовремя и отказываются съезжать, пугают многих собственников. Эксперты рассказали сайту «РИА Недвижимость», как определить благонадежность потенциального арендатора и снизить риски от арендного бизнеса.

Проверяй жильца заранее

Конечно, единого механизма, который позволит с полной уверенностью удостовериться в добропорядочности арендатора, не существует, отмечает гендиректор VSN Realty Яна Глазунова. Однако почувствовать себя спокойнее собственнику позволит заключение договора с нанимателем, добавляет она.

«Если другая сторона отказывается от «официальной части», то это большой повод усомниться в ее намерениях. Отказ в предоставлении депозита — тоже тревожный звонок», — объясняет эксперт.

Также, по ее словам, можно связаться с предыдущими арендодателями, если квартиросъемщик готов предоставить рекомендации. Впрочем, и в этом случае нет гарантий, что на том конце ответит именно хозяин квартиры, а не, например, друг арендатора, продолжает Глазунова.

Она советует проверить страницу в соцсетях потенциального арендатора, а также поискать отзывы на форумах. Очень часто собственники пишут отзывы о негативном отзыве сотрудничества, особенно, когда квартиросъемщик съезжает, не оплатив последний месяц.

Как законно сдать квартиру в аренду?

Однако проверки в соцсетях, конечно же, недостаточно. Существуют различные базы данных на физических лиц, которые доступны в интернете и могут дать об арендаторе различную информацию, говорит сооснователь экосистемы по управлению арендой недвижимости «Арендатика» Артур Устимов. Например, база исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов вполне доступна для всех. По базе ЕГРЮЛ можно проверить, был ли человек учредителем какого-нибудь бизнеса и не является ли его компания банкротом, не была ли она закрыта по решению суда. Также можно посмотреть базу данных программного комплекса «Судебно-арбитражное делопроизводство», а также некоторые базы МВД, говорит эксперт.

Помочь в сборе данных о благонадежности арендатора и его финансовом состоянии может и база кредитных историй, которую формируют банки и другие кредитные организации. Проверка по такой базе покажет, как ваш будущий арендатор относится к своим финансовым обязательствам, вовремя ли выплачивал кредиты или имеет задолженности перед несколькими банками и часто не платит в срок, замечает Устимов.

Некоторые базы бесплатны, за некоторые придется платить. Но, к примеру, в экосистеме по управлению недвижимости «Арендатика» проверка потенциального квартиросъемщика для арендодателя бесплатна, но, конечно же, с согласия самого арендатора.

А ну-ка, поговорим…

Конечно, каких-либо «кодовых вопросов», которые позволяли бы определить благонадежность потенциального арендатора, нет, говорят риелторы. Владелец собственного квартирного бюро Александр Харыбин старается избегать прямых вопросов, которые касаются возраста человека, количества детей и так далее, так как они могут обидеть потенциального нанимателя.

«Я не люблю спрашивать, как многие мои коллеги, жестким или даже грубым тоном: «Сколько человек, а детям сколько лет, а обрывать обои и рисовать они не будут? Где работаете? А почему офис не там, а тут?» Эти вопросы правильные, но люди часто закрываются и могут даже обидеться, что-то скрыть. Другое дело — построить диалог так, что тебе сами все расскажут как новому другу, с улыбкой, радостью и смехом, а возможно, с грустью», — рассуждает Харыбин.

Риелтор рекомендует сначала просто знакомиться с людьми, и если им понравилась квартира, то уже тогда попросить рассказать о себе. Дальше нужно в дружелюбной атмосфере послушать, что говорят люди. В процессе разговора появляются удобные уточняющие вопросы и открытые честные ответы, указывает он.

Посторонним В.

Прежде чем заселять арендаторов, риелторы советуют в первую очередь проверить платежеспособность арендаторов, а также их состав. Кроме того, необходимо знать, где и кем они работают.

«Если работа связана с нестабильным доходом, то я подумаю, сдавать им квартиру или нет. Например, я сам риелторов заселяю редко — много среди нас людей с нестабильным доходом», — признается Харыбин.

Также обязательно стоит узнать, на какой срок жильцы планируют заселиться, сколько их будет, есть ли дети, часто ли остаются гости, будут ли в доме находиться животные и так далее, советует Глазунова.

«Неуверенность в ответе, постоянное изменение позиции, нервозность при просьбе показать паспорт или предоставить рекомендации — все эти моменты должны насторожить собственника жилья», — говорит собеседница агентства.

Старший юрисконсульт Savills в России Галина Баркус советует насторожиться, если у потенциального арендатора свой бизнес, который он начал недавно, менее трех лет назад: есть вероятность того, что дела пойдут хуже, а это может привести к задержке платежей.

Денежные нюансы

Риелторы также не советуют ставать квартиру по арендной ставке ниже рынка, так как это может отпугнуть порядочных нанимателей и привлечь неблагополучную аудиторию. В противном случае квартира может превратиться в притон или общежитие, предупреждает Харыбин.

Сдавая квартиру, вы можете взять с квартиросъемщика плату не только за первый месяц, но и сразу за последний, предлагает Устимов. Если у арендатора возникнут проблемы с финансами и он не сможет оплачивать жилье, проблем не будет: он сможет прожить в квартире еще целый месяц и спокойно покинуть ее, подыскав тот вариант жилья, который ему по карману.

Двухсторонняя защита

Защитить свое имущество от непорядочных арендаторов поможет грамотно составленный договор. В нем должны быть прописаны все проживающие с их полными паспортными данными.

«Обязательно укажите, что кроме них в квартире не могут проживать другие люди или могут какие-то конкретные люди. Так вы убережете себя от незапланированного общежития в квартире. Обязательно зафиксируйте сроки проживания, сумму аренды, условия повышения ставки аренды, даты выплат. Также стоит составить перечень имущества, которым арендатор может свободно пользоваться, описать, в каком состоянии оно находится и сколько составляет его примерная стоимость. Нелишним будет указать обязанность по оплате коммунальных платежей (если их будет платить арендатор), сумму страхового депозита, условия ремонта, улучшений, а также ответственность за ущерб общедомовому имуществу», — объясняет Глазунова.

Минимизировать риски собственников также поможет страхование сдаваемого в аренду жилья, утверждает директор компании «Миэль-Аренда» Мария Жукова. Размер страховой премии рассчитывается в индивидуальном порядке в зависимости от страхового покрытия, предусмотренного в полисе. Также лучше взять с нанимателя депозит. Условия возврата залоговой суммы после того, как арендатор съедет, также должны быть прописаны в договоре.

Обязательно нужно предусмотреть в договоре пункт о том, что хозяин имеет право приходить к квартирантам с определенной периодичностью и осматривать жилье, тогда арендатор не сможет отказать владельцу таких визитах, указывает Устимов.

Нанимателя необходимо уведомить о предстоящем визите не позже, чем за 24–48 часов до предстоящего посещения и осматривать квартиру в присутствии нанимателя, добавляет Баркус. Она подчеркивает, что вход в квартиру без присутствия проживающих возможен только при форс-мажорных обстоятельствах или при необходимости срочного устранения неполадок в квартире.

Кроме того, владелец сдаваемой квартиры может попросить наблюдать за квартирой участкового. О том, что квартира под надзором, стоит предупредить арендатора. «Скорее всего, такого предупреждения будет вполне достаточно, чтобы вашу квартиру не пересдали многочисленным жильцам, которые разнесут все имущество в пух и прах», — указывает эксперт «Арендатики».

Риелторы и юристы также советуют заранее позаботиться о возможности расторжения договора. «Пропишите условия, по которым договор можно прекратить в одностороннем порядке, например, если арендатор прекратил платить. Тут же стоит указать, что о выезде собственник квартиры должен быть предупрежден минимум за месяц», — советует Глазунова.

Баркус, рекомендует прописать в договоре процедуру расторжения при нарушении требований закона о тишине, использования квартиры не по назначению и так далее.

Если же наниматель просит зарегистрировать его по месту жительства, то в договор следует внести следующие пункты: условия регистрации, кто несет расходы по регистрации, в какой срок подаются документы. Обязательно нужно указать кадастровый номер квартиры в договоре для полной идентификации объекта. Кстати, при долгосрочной аренде составляются три экземпляра договора, так как один экземпляр остается в Росреестре, указывает Баркус.

С вещами на выход

Бывает так, что арендатор начинает систематически нарушать условия договора, например, платить с задержками, подселять в квартиру других людей без согласия собственника и так далее. Очень часто бывает, что на арендатора регулярно жалуются соседи. Однако, по словам Харыбина, соседские жалобы не всегда могут стать поводом для выселения.

«Я бы сначала поговорил с ним и выяснил так ли это. Часто соседи слишком сильно преувеличивают. Но если все же виноват наниматель, я прошу его прочитать соответствующий пункт в договоре и согласиться с ним. В противном случае вежливо предлагаю расстаться. Практически всегда мы приходим к взаимопониманию и взаимоуважению. Также прошу нанимателя о том, чтобы собственник меня не беспокоил больше из-за него. Вежливо, но твердо. Обычно люди понимают меня», — делится опытом Харыбин.

Прописать в договоре причину расторжения договора «жалобы соседей» можно, но такие доводы суд не примет во внимание, отмечает Глазунова. Другое дело, если не соблюдается договор. Например, квартирант нарушил запрет на содержание домашних животных, а нахождение животного в квартире зафиксировано управляющей компанией или участковым.

Также можно расторгнуть договор в одностороннем порядке, если арендатор не реагирует на предупреждения. Обычно в таких случаях арендодатель должен вернуть залоговый депозит или оплатить квартирантам неустойку.

Источник: РИА Недвижимость

Контакты отдела продаж

+7 495 105-99-55
vsnr@vsnr.ru

Контакты для СМИ

+7 495 105-99-55 Доб: 131
pr@vsnr.ru

Наш Telegram

Интересные новости мира недвижимости и дайджесты новостей компании.
Будьте в курсе: t.me/vsn_realty

X
У нас есть специальное предложение по покупке недвижимости для держателей биткоинов и других криптовалют. Напишите нам и узнайте подробности